СЗО ВВ МВД России

Войсковая часть 5402

            № ICQ: 224606870 - ЗЕЛЕНЫЙ значок означает, что Админ находится в настоящее время на связи - ПИШИТЕ!!!, КРАСНЫЙ - Админа в настоящее время нет в сети!                      

Навигация

Возврат

ВВ 1941-1945гг: Вместе с Жуковым через всю войну

С прославленным полководцем Великой Отечественной маршалом Г.К. Жуковым Отдельную дивизию оперативного назначения связывает не только то, что он осуществлял руководство оборонительными и наступательными операциями, в которых принимали участие в том числе и дзержинцы. Но и еще одно обстоятельство. Через всю войну плечом к плечу с ним прошли бывшие воины ОМСДОНа красноармеец Александр Бучин, водитель военачальника, и офицер его личной охраны Сергей Марков. О них наш сегодняшний рассказ.

"Ну ты артист!"

За плечами Александра Николаевича Бучина — большая, насыщенная событиями, интересная, поучительная жизнь. Он родился и вырос в семье одаренных автомобилистов и мотоциклистов. Его отец, Николай Борисович, еще юношей стал водителем и мастером по автомобильному делу, непременным участником всех важнейших мотогонок и их рекордсменом. Вдоволь намотался по фронтам Гражданской войны и как водитель, и как руководитель армейских автохозяйств. После войны возил больших людей, в том числе начальника войск НКВД Москвы и Московской области, командира и комиссара дивизии имени Ф.Э. Дзержинского П. Г. Кобелева. По стопам отца пошли сыновья. Старший, Сергей, работал в автохозяйстве чекистских органов, участвовал в мотогонках и выходил из них непременным победителем. Стал заслуженным мастером спорта, чемпионом и рекордсменом СССР. Будучи красноармейцем одной из воинских частей внутренних войск, геройски погиб при выполнении боевого задания.
  Умело работал за рулем и брат средний, Алексей.
  Бойцом дивизии был Виктор. 1/1мела права на управление автомобилем сестра Зинаида, тоже служившая в соединении. В семье велись нескончаемые разговоры о новых машинах, секретах их безаварийного вождения, мастерстве, минутах, секундах, победных финишах. Да и на деле Бучины творили чудеса, поражали смелостью, уверенностью в себе. Автомобиль был кумиром семьи. "Бученята", как их звали, стоили один другого.
  Александр тоже с детства и на всю жизнь влюбился в мотор. С 12 лет — за рулем автомобиля, мотоцикла. Он до тонкостей знал их устройство, работу, капризы. Повзрослев, стал работать на машине, возить начальников. А в 1938 году его призвали на военную службу, тоже в дивизию имени Ф.Э. Дзержинского. Пять месяцев Саша изучал военное дело, нес караульную службу, во всем проявлял усердие и порядочность. Был предельно исполнительным, активным и удивительно легким на подъем. Но его влекла другая служба. Об этом догадывались все, знали, что он лихой автомобилист, с любой машиной на "ты".

  В один из дней фортуна улыбнулась ему: Александра назначили водителем командира дивизии генерал-лейтенанта Павла Артемьевича Артемьева. Саша был на седьмом небе от счастья. И комдив доволен — лучшего водителя ему не сыскать. И поколесил же Бучин вместе с комдивом! Через некоторое время они оказались в Финляндии, на "незнаменитой войне", как ее потом называли. Александр проявил себя с самой лучшей стороны.
  При расставании с Александ­ром по случаю его увольнения в запас в декабре 1940 года суровый комдив по-отечески заявил:"Я тебя, Бучин, пошлю в школу "Выстрел", станешь командиром!". Но прирожденного автомобилиста манили другие дела. И он отказался. Тогда командир в благодарность за службу приказал выдать Бучину новую гимнастерку и бриджи.
  После увольнения Александр Бучин работал в автохозяйстве НКВД шофером-разведчиком 1-й категории. Возил коминтерновских работников. В свободное от работы время занимался мотоспортом. А когда грянула Великая Отечественная, гараж, в котором работал Бучин, военизировали, а его самого через пару недель назначили в охрану генерала армии Г.К. Жукова. Наверное, заметили его недюжинные способности. В первое время водил машину сопровождения — "на хвосте", как выражались автомобилисты. Был на фронтах, в штабах армий и соединений, на передовой.
  Запомнился случай. В начале сентября сорок первого Г. К. Жуков с сопровождением ехал в войска Калининской области. Погода дрянь: ветер, дождь, слякоть — дорога хуже некуда. Вдруг вездеход с командующим угодил в канаву. Пытались выехать, вытащить — и все безуспешно. Начальник охраны подбежал к Бучину с мольбой в голосе: "Выручай! Ты же все можешь..."
  Александр без промедления сел за руль вездехода, включил передний мост. И давай — вперед-назад, вперед-назад и выехал-таки из канавы. А через день-два Бучин вез одного из генералов на передовую. Попали под огонь "мессершмитта". Александр опять проявил самообладание, хитрость и мастерство. Обратно возвращались ночью, без света. Каким-то неведомым чутьем шофер благополучно привез генерала к командующему. О его мастерстве и находчивости тут же стало известно полководцу.

  На следующий день Бучин вез уже самого Георгия Константиновича. Работы и ответственности прибавилось. День за днем поездки — в войска, на передовую. По незнакомой местности, по бездорожью. И днями, и ночами.

  Как-то раз подъехали к реке, мост разрушен. Ехать в объезд не было смысла — у Жукова каждая минута на счету. Искать брод бесполезно — опять потеря времени. Бучин на глаз прикинул, где помельче. В том месте осторожно опустил передок машины в воду, включил первую передачу, дал большие обороты. Вдруг как газанет, машина вмиг вылетела на другой берег.
  - Ну ты артист! - восхитился командующий удалью водителя.
  И так все долгие годы войны Александр Николаевич Бучин возил великого полководца по фронтовым дорогам.
  Много всего было за это время. Езда по незнакомой местности и вне дорог, через леса и поля, в дождь, жару и холод, по снегам и по грязи, нередко под огнем врага, чуть ли не по его позициям. Случались поломки, проваливались в болотную жижу. Но Александр всегда находил выход даже из, казалось бы, совсем безвыходного положения. При этом командующий ни разу не опоздал туда, куда ему было нужно.
  Какими же качествами надо обладать, чтобы пройти через все эти испытания? Нужны были сверхнаблюдательность, мгновенная готовность к действию, сказочная память, кошачье зрение, интуиция и много еще чего.
  Бучин умел быстро определить расстояние на глаз, одновременно следить за дорогой и воздухом, в минуту опасности найти укрытие - деревья, кусты, строения.
  Он всегда безмерно гордился тем, что находится рядом с маршалом Жуковым. В нем удачно сочетались скромность, чуткость, отзывчивость, проницательность. Он никогда не бахвалился своим положением.
  Прославленный маршал любил своего водителя. Когда вышла книга Г.К. Жукова "Воспоминания и размышления", он подарил ее Бучину с надписью: "Уважаемому Александру Николаевичу Бучину — моему лучшему шоферу, безупречно прошедшему со мной все дороги фронтов Великой Отечественной войны. Г. Жуков 15.09.1970 г."

  Маршал Советского Союза советовал водителю написать свои воспоминания, что Александр Николаевич и сделал. В соавторстве с профессором Н.Н. Яковлевым издал книгу под названием "170000 километров с Г. Жуковым". В ней он рассказывает о себе, своих родных, а главное, о своей службе у великого полководца.

Пятнадцать лет в личной охране Жукова

Как и все призывники довоенного 1941 года, красноармеец Сергей Марков гордился тем, что влился в дружный воинский коллектив прославленной диви-зии имени Ф.Э. Дзержинского. С перво-го же дня службы тру-дился с полным напря-жением сил. Учился в школе младших коман-диров, был команди-ром отделения, пом-комвзвода, старшиной роты во 2-м полку.
  Но в феврале сорок третьего его жизнь и служба в корне изменились. Он стал курсантом специальной школы Первого отдела НКВД. А когда окончил ее, был назначен офицером личной охраны Г.К. Жукова. Чего угодно ожидал Сергей, но не этого. С гордостью и волнением он приступил к весьма серьезному делу.
  "Подумать только, — рассуждал Марков, — командующий фронтом, член Ставки Верховного Главнокомандования, заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г. К. Жуков в интересах победы, подготовки грандиозных битв и сражений в любое время года, дня едет туда, где важно его присутствие, где намечается успех или, наоборот, неудача. Он там до всего должен докопаться, рассмотреть намеченное, что-то изменить, воодушевить исполнителей и прочее и прочее. А наша задача — сопроводить командующего, создать ему условия для работы, обеспечить его безопасность".

  Сколько раз в самое неподходящее время раздавались распоряжения ехать туда-то и туда-то. И офицеры сопровождения были на ногах, готовые к действиям. Никогда, нигде дружная команда ничем не огорчала великого полководца. Иначе нельзя, иначе что-то сорвется, что-то будет не так.

  Георгию Константиновичу нравился энергичный и исполнительный офицер из группы охраны — Сергей Марков. Он выполнял ответственные поручения полководца добросовестно, точно и в срок.
  Командующий 1-м Белорусским фронтом Маршал Советского Союза Жуков Г.К. подписывает Акт о безоговорочной капитуляции всех вооруженных сил Германии9 мая  1945 г. Место съемки: г. Берлин. Карлсхорст Автор съемки: не установлен. РГВА, ф.41107, оп. 1, д. 178, л. 1. Снимок принадлежит ГосАрхиву России - см.ссылку слева!И так вместе с командующим до самого Берлина. А в пригороде Берлина, в Карлсхорсте, в ночь с 8 на 9 мая 1945 года Г.К. Жуков подписал исторический акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. В зале, где проходило это знаменательное событие, присутствовал и С.П. Марков.
  После войны Сергея Петровича по просьбе маршала назначили начальником его личной охраны и офице­ром по особым поручениям.
  Марков был с Жуковым всегда. И тогда, когда тот находился на вершине воинской славы, и тогда, когда попал в опалу, командовал Одесским и Уральским военными округами, когда оказался совсем не у дел, а потом вновь был востребован, став заместителем министра обороны. Помогал ему в сборе документов для написания книги "Воспоминания и размышления". Они были привязаны друг к другу. Выдающийся полководец и офицер в звании майора встречались как добрые друзья, вспоминали минувшие годы и события великой войны, пути-дороги, по которым довелось пройти. Ему, Маркову, одному из первых Георгий Константинович подарил свое детище - книгу "Воспоминания и размышления". Его он приглашал на семейные торжества. И сегодня ветеран дивизии имени Ф.Э. Дзержинского, ветеран подразделения особого риска Сергей Петрович Марков хранит память о Г.К. Жукове.

Владимир ЖУРАВЛЕВ, полковник в отставке, ветеран дивизии, заслуженный работник культуры Российской Федерации 

Наверх!

Используются технологии uCoz