В словаре искусства ХХ века Art Brut раскрывается как творчество
аутсайдеров, “наивистов”, дилетантов, душевнобольных. Этот термин совсем
не привит к реалиям нашей художественной жизни. Но, хотя это направление
было придумано в конце 40-х годов Жаном Дебюффе, мы по праву считаем его
своим. Почти все советское искусство можно отнести к этому направлению,
так как долгие годы оно находилось в изоляции. При этом в Советском Союзе,
в России художников было больше, чем в любой другой стране, и живописи за
год производилось больше, чем во всей Европе. Если составить эти картины
вместе, то ими можно выложить дорогу от Москвы до Парижа, а может быть и
до самого Нью-Йорка. Не случайно к началу 90-х годов мощь отечественного
искусства обвалила западный художественный рынок. Творчество для души —
одна из черт Art Brut.
Самой радикальной разновидностью русского
Art Brut является "Дембельский альбом". Его каноны складывались
десятилетиями, его язык универсален, его материал прост и
обыден. Дембельская “культура” — одна из устойчивых форм отношений
в армии, породившая как определенные ритуалы, так и самостоятельный жанр,
который по своему разнообразию и массовости сродни народному искусству.
Дембельский альбом давно перерос рамки обычных субкультур, он не только
выражает вкусы значительной мужской части общества, но и является основной
формой творчества, доступной в армейских условиях. Сегодня, когда
вооруженные силы вынуждены вести боевые действия в “горячих точках”, когда
они перестали быть армией мирного времени, изменилась роль Дембельского
альбома как материализованной художественной памяти. Желание издательств и
армейского начальства унифицировать саму форму альбома, сделать его
типографским, тематически и оформительски регламентированным продуктом,
неизбежно превращает его в обычный типовой документ о прохождении
службы. Когда российскому солдату остается до увольнения на гражданку
три-четыре месяца, он начинает оформлять дембельский альбом (ДА). Это
своего рода героическая летопись армейской службы, украшенная по вкусу
владельца. Ратные подвиги здесь былинно преувеличены, оформление отдает
брутальной избыточностью. Расцвет дембельско-альбомной эстетики пришелся
на 70—80-е годы. В пору, когда автор рецензии служил срочную (начало
90-х), это самобытное искусство уже начинало угасать. А дембельский альбом - как-никак книга. Определенно порожденная
государственным насилием. Рукописная, рукодельная и искренняя, что
особенно ценно. При всей своей плебейской сути она ведет свое
происхождение от дворянской культуры - сентиментальной, салонной,
кружковой. У нее и содержание сентиментальное и кружковое. Как мы любили
своих товарищей (о да, особенно старослужащих). Какие мы были молодцы (а
куда бы вы делись). Как мы скучали по дому, маме, березке над рекой,
любимой девушке (охотно верю). Как мы погуляем, когда вернемся домой (без
сомнений). Что же касается эротики… тут уста немотствуют от полноты сердца -
казарменную страсть могут выразить только картинки. "Дембельский альбом"
оказался энциклопедией подавленных желаний, эротики ущербной,
изобретательной, с ритуалами, атрибутами, аксессуарами, отшлифованными
поколениями служивых. Местами - лирической и ностальгической. Местами - с
отчетливым привкусом садомазохизма и принудительного гейства. На первом плане тема пыток. Довольно убедительный муляж - советский
летчик (фамилию забыла), замученный китайцами. Какие-то невнятные части
тела, парящие под потолком, вероятно, результат атомного взрыва,
изображенного тут же при помощи строительной пены. Самопальные инструкции
по ночным казарменным забавам - устройству "велосипеда", "ласточки",
"слоника". Приравненные к пыткам работы (фольклор стройбата в картинках).
Приравненная к пыткам медицина - палатка полевого госпиталя с устрашающими
орудиями исцеления. Приравненная к ним же амуниция - плакаты-инструкции о
способах обертывания ног портянками, прилаживании противогаза и приемах
пользования сортирным "очком". На втором плане - ночные тайные видения, девушки с длинными русыми
косами (цыганскими глазами, большими бюстами, русалочьими хвостами - по
вкусу). Словом, простой солдатский ад и рай. Эту Солдатскую Самодельную Книгу изготавливали тщательно, соревнуясь
друг с другом в фантазии и роскоши оформления. В каталоге приводятся
подробные описания раритетов, способные вызвать восторг любителей книжной
экзотики. Вот, кстати, описание альбома уникума: «В футляр из мягкой кожи,
сшитой петельным швом, вложен альбом, корешок которого украшен деревянной
накладкой, а крышки вращаются на рояльных шарнирах». Поистине неиссякаема
кладезь народной фантазии...
По материалам Интернета |